Григорий Рейнин
Для кого этот алгоритм?
– Для всех, кто создает новое. Новый продукт, новую сферу деятельности, новую методику, новый подход к известным предметам,
– для всех, кто осваивает какую угодно новую для себя сферу деятельности,
– для всех, кто хочет научить свой мозг эффективно работать.
АПФО интересно применять для стартапов в бизнесе и для любых новых разработок в науке. Некоторые гениальные разработчики частично интуитивно это применяют. Например: Виталий Бутенин. Криптовалюта, не что иное, как идея голограммы. Социон у Аушры Аугустинавичуте – это тоже голограмма. Любой язык – это голограмма. Все связано со всем. Во всем присутствует все. Математика, психология, медицина, любая наука всегда имеет дело с голограммой.
Обращаясь к теме «Человек», мы всегда имеем дело с психофизическими объектами разной степени сложности. Психофизический объект – это любое нечто, мыслимое как целое, имеющее физическую и психическую составляющие.
Примеры психофизических объектов:
- Человек – ПФО. Социально – биологическое изделие
- Тело – Психосом
- Язык как инструмент коммуникации, а также оформления и трансляции объема сознания определенного этноса
- Образ, персонаж в актерской игре
- Любая профессия, профессиональные навыки
- Любое искусство – танец, пение, исполнение музыкальных произведений и множество других, например, боевые искусства
- Любая операторская деятельность, например, вождение автомобиля
- Чтение, чтение наизусть, скорочтение
- Восприятие в целом и каждый канал в отдельности
- Все виды спорта
- Всевозможные духовные практики с визуализацией: йога, дзогчен, чань-буддизм и множество других
- Болезнь (любая). Тело как Психосом. Физическая составляющая: Тело. Психическая составляющая: Психика
- Питание – часть концептуальной модели существования тела. Пищевое поведение культурологически обусловлено и входит в описание мира каждого этноса.
Физическая составляющая:
- Физиология, ЖКТ
- Пища как таковая
- Природные условия.
Психическая составляющая:
- Пищевое поведение в данном этносе.
Культурологическая заданность.
- Семейные традиции и история
- Личная история, предпочтения.
- Эгрегор. Согласованная реальность – психическая часть. Люди, ее носители – физическая часть
- Жизнь человеческая как ПФО
- Органы ощущений. Основные и дополнительные под задачу.
- В общем случае любая человеческая деятельность.
Алгоритм освоения ПФ объектов
Общие принципы необходимые для работы с ПФО:
– Принцип недеяния. Состояние латихан, недеяние, присутствие. Латихан – действие, не являющееся концептуально детерминированным. Ограничения не детерминируют действия. Латихан – это состояние. При смене ограничений само состояние не меняется, меняются только границы объёма, внутри которого ты свободен. Латихан – это состояние внутренней свободы, оно не зависит от фактуры, маски или роли.
– Инструментальный подход. Я – это я, все остальное мои инструменты.
Все мои инструменты являются ПФ Объектами:
Мое тело
Мои мысли
Моя психоэнергетика
Мои эмоции
Пустое я – это место субъекта. Здесь нет таковости. О себе можно сказать только: Я это Я. Я есть.
– Принцип постепенной конкретизации:
Последовательность действий определяется по принципу Выделения из фона пункта, наиболее актуального на данном этапе работы.
Можно заложить другой принцип выбора последовательности пунктов: в конце каждого шага выделяется пункт, который в данный момент наименее проявлен.
– Принцип избыточности.
При исследовании конкретного ПФО не обязательно проходить все пункты алгоритма. Результат может быть достигнут и за меньшее количество шагов.
Работа с конкретным ПФО:
- Выделение ПФ объекта. При работе с алгоритмом, необходимо, прежде всего, четко вычленить ПФО, понять, что есть его физическая и психическая часть.
- Описание ПФ объекта.
ПФО как целое может быть рассмотрен с точки зрения любого канона [1]. Основное здесь – соображения удобства и привычки исследователя.
Примеры канонов:
- Триадный канон (подробно описан Р.Г.Баранцевым[3]). Рацио, интуицио, эмоцио.
- МКС- метод качественных структур[2]: Аспекты организации, функционирования, связи, координации.
- Пентабазис В.А.Ганзена. Пространство, время, энергии, информация и субстрат [4]
- Закон 4-х начал. Земля, вода, воздух, огонь.
- Китайский круг У-Син. Огонь – Земля – Металл – Вода – Дерево. Лежит в основе всех традиционных китайских наук и искусств.
- Квадрат Ло-Шу и сетка Багуа в Фен-Шуй
- Кабалистическое Дерево Жизни.
- Гуны. В индуизме рассматриваются 3 гуны материальной природы: Страсть, Благость и Невежество. Канон мышления о мире.
- Тривиальный канон. Веревка есть вервие простое.
- Любой императив мышления.
Например, Пространственно-временной императив: «человек есть пылинка на песчинке на окраине вселенной» или «Микрокосмос равен макрокосмосу»
- Цикл Деминга: Планирование – Действие – Проверка – Корректировка
- Пирамида Дилса. Потребности. Например, рассмотрение питания или любой другой человеческой деятельности с позиции удовлетворения потребностей.
- Канон для восприятия и мышления, для любых процессов передачи информации: Вижу – Верю – Знаю. Это культура мышления, всегда учитывающая наблюдателя. [5]
Если держишь во внимании одновременно все три вершины, ясно видишь:
– иллюзорность восприятия
– иллюзорность общения
– иллюзорность доказательства.
- Эннеаграмма Г.Гурджиева.
- Удобный канон для рассмотрения своих дел на сегодня:
– важно – не важно
– срочно – не срочно
- Шуточный канон рассмотрения произведений искусства – независимые оси:
– торчу – не торчу
– врубаюсь – не врубаюсь
16) Весь АПФО можно рассматривать, как канон для освоения любого ПФО.
Конфуций говорил:
Для меня философия прежде всего – культура мышления. Мыслить надо канонично.
Мышление по канону позволяет рассматривать целое, не опираясь на жесткие догматы. Это есть культура мысли, очищенной от идеологии, догматизма и оценочности.
Такие ментальные каноны позволяют мыслить о любой части целого на любом уровне иерархии так же, как и обо всем целом. При этом мышление оказывается организованным по фрактальному принципу.
Каноны несводимы друг к другу. Это независимые ментальные системы координат, которые всегда дают полную картину любого целого, с различной, однако, степенью конкретизации.
Зачастую весьма плодотворным оказывается рассмотрение одного целого с позиции нескольких различных канонов. Осознанное использование различных канонов делает мышление мощным и гибким инструментом.
- Виртуальная карта.
Для любого ПФО можно построить виртуальную карту (сенсорную или графическую). Иногда в качестве основы для виртуальной карты может быть использован какой-то канон. Виртуальная карта удобна для настройки данного ПФО:
– Голос – способность произносить членораздельные звуки.
– Язык – способность говорить на каком-то языке.
– Тело – способность существовать в виде биологического объекта в какой-либо среде. Живое целое.
– Восприятие и мышление. Треугольник Вижу-Верю-Знаю можно рассматривать как виртуальную карту восприятия и виртуальную карту мышления.
– Информационный метаболизм – способность взаимодействия с миром (различные соционические модели являются в чистом виде виртуальными картами типа информационного метаболизма).
Виртуальная карта совершенно не обязательно должна быть равна схеме устройства ПФО. Она вообще может не иметь с ней ничего общего.
Например, в качестве виртуальной карты можно использовать сенсорное пространство, построенное для данного ПФО. Иногда виртуальная карта – это теоретическая модель явления.
- Выявление основных психологических барьеров для освоения конкретного ПФО.
Это специфическое исследование, отдельное для каждого конкретного ПФО. Например:
– улучшение зрения.
– вождение автомобиля
– боевое искусство
– парашютный или какой-то другой спорт
– изучение языка
– семейная жизнь
Для каждого ПФО – свои психологические барьеры.
- Выявление пустой формы ПФ Объекта.
Тоже специфическое исследование.
Например:
Для языка – тарабарщина (пережигание формы, пустая форма общения, игра в разговор), акцент (пустая форма языка), образ носителя.
Для зрения: деконцентрация, созерцание – есть пустая форма восприятия. Ощущения без интерпретаций.
Для любой деятельности неспецифическая пустая форма – ИГРА:
– игра в семью
– игра в войну
– игра в драку
– тренировка – игра в реальную нагрузку
– деловые игры
– лечение
– игровая медицина. Плацебо. Игровые госпитали
– морг. Тренировка врача.
- Минимальное заполнение. Заполнение пустой формы небольшим объемом (один текст наизусть, один удар, одно движение, доведенное до совершенства). Переживание себя мастером, владеющим этим ПФО. Минимальное заполнение это всегда выход в полный объем.
– язык – один текст – переживание говорения на языке
– карате – одно движение, коронный прием – переживание себя мастером => через это включение всего объема.
– рисовать точку 2 года. Китайская старая школа живописи.
– рисунок наизусть
– любой автоматизм
– чтение знакомого текста мелким шрифтом – переживание супер хорошего зрения.
Яркое переживание способствует созданию яркого образа ПФО.
– 200 раз исполнить музыкальный отрывок
– Брюс Ли: я боюсь того, кто изучает один удар 10000 раз.
– язык – текст 50 раз.
- Инициация ПФО
Прояви в себе. В каждом человеке есть вся информация обо всей вселенной, в частности информация о любом ПФО. Объем раскрывается и заполняет все тело. Например, включаем объем языка, и он заполняет все тело. Самоинициация.
– К какому месту в человеке обращаешься, из такого места он и отвечает – инициация.
– Внешняя инициация. Ритуал инициации.
Инициация – Психотехника снятия или смены ограничений. Переход в другую социальную сферу с другими ограничениями.
– Обряды инициации в Африке
– Магия. Бабка в рот плюет. Посвящение, снятие барьера.
– Масонский ритуал принятия в ложу.
– Церемониальная магия. Присяга. Коронация.
– Отрицательная инициация – неверный диагноз – Ноцебо.
– Обозначение. Любой сколь угодно сложный ПФО можно обозначить через другой гораздо более простой – якорь, идентификатор.
- Внутренний учитель. Персонификация ПФО. Это вариант мощной инициации.
Найти в себе мастера – человека, реализующего данный ПФО в полном объеме. Например, носитель языка или некто, обладающий очень хорошим зрением, или отличный водитель, или мастер боевых искусств и т.д. По сути, это персонификация данного ПФО с дальнейшим присоединением к этой персоне. Человек состоит из людей, и среди этих людей имеется мастер, реализовавший данный ПФО.
Например:
– Во сне мы иногда видим и слышим людей, говорящих на другом языке. Это мощный ресурс.
– Расстановка. Заместитель – мастер, владеющий этим ПФО.
Цель этого пункта – переживание себя мастером.
- ПФО как целое. С целостными объектами работает Искусство.
Будем подходить к изучению любого ПФО, как к искусству, работать с целостными образами. В Кама Сутре есть список из 64-х искусств. Каждый объект из этого списка есть ПФО. Любой из рассматриваемых нами ПФО может стать продолжением этого списка.
Наука тяготеет к анализу. Науке надо зафиксировать и расчленить. Искусство работает с целым. Искусство – это познание через переживание.
Религия Омото-Ке Морихей Уешиба.
На Востоке существует множество мелких искусств. В традиционной Японии весь быт был доведен до ранга искусства. Бонсай, икебана, оригами, чайная церемония, узоры из песка на пороге (Индия). Европа – искусство виноделия, приготовления сыра, парфюмерия.
Инициация + Минимальное заполнение + ПФО как искусство = переживание себя мастером.
- Совершенствование физической части, технические аспекты. Наработка навыков.
Совершенствование уровня организации – Тренировка – подготовка инструмента. ПФО – это отдельная нейронная сеть.
Снятие физических блоков, мешающих функционированию ПФО.
– для музыканта – гаммы, музыкальный инструмент.
– для зрения – упражнения для глазных мышц
– для шахматиста – стандартные позиции (дебют, эндшпиль)
– для спорта – упражнения на разные группы мышц и сухожилий. Тренажеры.
– фигурное катание – обязательные упражнения.
– карате – ката.
– в профессии – освоение профессиональных навыков.
– для языка – фонетическая гимнастика. Артикуляция.
- Идеомоторика. Совершенствование психической составляющей.
Только движение образа без физической составляющей. Эфирная гимнастика.
– Тело – мысленно присесть-встать
– Язык – увидеть себя, говорящим на другом языке
– Зрение – увидеть себя, читающим мелкий текст
– Увидеть себя пишущим, танцующим.
– Внутренние стили восточных единоборств. Представить спарринг с 5-ю противниками.
– Любой спорт, любая профессия, любая деятельность.
Яркий образ материализуется.
- Синхронизация образа и движения. По сути это идеомоторика + само движение. Это усиление эффективности, совершенствование ПФО.
– Ходьба, бег, плавание, любое движение
– Чтение
– Пение
– Внутренние школы боевых искусств.
– Шивари (техника разбивания предметов)
- ПФО как голограмма.
Одномоментный полный доступ ко всей информации о данном ПФО.
Отмена пространственно-временного императива.
Скорость передвижения в голограмме в любом направлении равна скорости мысли.
Например:
– в каждом слове весь язык, в каждом тексте весь язык
– в каждом движении мастера весь стиль кон-фу
– в каждой клетке тела есть информация обо всем организме
– в каждом человеке вся ноосфера
– в каждой части вселенной есть информация обо всей вселенной.
Объективация
Создание психотехники для освоения данного ПФО. Снятие барьеров, повышение эффективности и точности. Например, создание органов ощущений под конкретную деятельность, под данный ПФО.
В принципе, для каждого ПФО может быть создан отдельный тренинг, опирающийся на данный Алгоритм.
Практически реализованы:
– Сенситивный тренинг. Психотехника работы с информацией.
– Языковой тренинг
– Психотехника вождения автомобиля
– Тренинг «Взгляд на мир». Улучшение качества зрения
– Тренинг по соционике. Здесь ПФО – информационный метаболизм человека. Виртуальная карта – модель ИМ
Развитие общей теории ПФ Объектов позволяет создавать эффективные психотехники и тренинги для любой сферы человеческой деятельности.
Литература
- Рейнин Г.Р. Целое и канон. 2016. https://grigstudia.ru/celoe/
- Калинаускас И.Н., Рейнин Г.Р. Метод качественных структур // Академия, 1996, №1, С.25-26;
- Баранцев Р.Г.. Становление тринитарного мышления. М-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
- Рейнин Г.Р. Механизм человеческого восприятия: вижу — верю – знаю// Психотерапия, 2015. № 12 (156). С.83-84.
Спасибо за статью.
Все четко и ясно. Органично отзывается.
Путеводная нить, так скажу.
Из своей трениговой одиссеи помню байку.
Ведущий дал домашнее задание слушателям: материализовать физический простой предмет.
Знакомая решила материализовать, для смеха …лом.
Сработало!
Приехала домой. Взлом, ограбление, а возле косяка, на входе стоит фомка. Воры забыли))))