Г.Рейнин
PhD, психолог (Санкт-Петербург)
Механизм человеческого восприятия. Вижу-Верю-Знаю
В статье представлен механизм человеческого восприятия, проявлена роль описания мира, определяющего конкретику взаимоотношений человека и реальности
The paper presents the mechanism of human perception, it exercised the role of world description, defining the specifics of relationship between man and reality
Ключевые слова: механизм восприятия, описание мира, информация.
Key words: mechanism of perception, world description, information.
Только теория решает, что мы можем наблюдать.
А. Эйнштейн
Интерес к особенностям человеческого восприятия существовал всегда. Психология восприятия — это краеугольный камень, на котором покоятся наши представления об окружающем мире. В разных духовных традициях (буддизм, суфизм, даосизм, индуизм, христианство) по-своему представлены религиозно-философские учения о восприятии человека.
Сегодня раздел психологии, посвященный восприятию, широко рассматривается в философской антропологии, психологии, психолингвистике, социологии и других гуманитарно-ориентированных дисциплинах. В российской психологии исследование проблемы восприятия широко представлено в работах таких авторов, как Д.Н. Узнадзе [18], С.Л. Рубинштейна [15, 16], Э. Кречмера [17], А.Н. Леонтьева [8], А.Г. Асмолова [1], Л.М. Веккера [2].
В данной статье мы предлагаем модель функционирования человеческого восприятия, которая может быть использована для изучения любых когнитивных процессов. Эта модель может иметь широкое применение не только в области академической психологии, но и в практической части, в том числе в психотерапии и консультировании. Ключевым моментом этой работы является треугольник «вижу-верю-знаю», который представляется удобной моделью функционирования человеческого восприятия [10].
Рассмотрим его более подробно.
Под словом «вижу» я понимаю все наше восприятие. Не только вижу, но и тактильно чувствую, слушаю, нюхаю, сюда же входит интуитивное чувствование, сюда же входит и «я понимаю», то есть делаю умозаключения.
Аспект «Знаю» – это наша индивидуальная модель мира, система представлений о мире, то есть наше описание мира [4].
По сути, описание мира играет роль цензуры в наших отношениях с реальностью. Мы как бы вычеркиваем из воспринимаемой нами реальности то, чего нет в описании. И даже, если это имеет место в реальности других людей, в нашей реальности этого нет. Описание мира – оставляет в тексте воспринимаемой нами реальности, только контент, соответствующий этому описанию. То есть определенные объекты и понятия как бы вычеркиваются из восприятия, а иные, хоть и присутствуют, но объем их семантических полей жестко ограничен описанием.
Аспект «Верю» – то, чему мы безоговорочно приписываем статус существования. Здесь какие-то само собой разумеющиеся вещи, принятые в определенном социально-психологическом мире, различные принципы, догмы, нормы, системы верований, представления, воспринятые с детства от авторитетных взрослых. Здесь же, в аспекте «верю», данные нашего восприятия.
Рассмотрим ось «знаю – вижу». Наше видение есть узнавание. Мы видим только то, что имеется в нашей системе представлений. В психологии это выражается законом «без концепции нет перцепции» или «без субъекта нет объекта». То есть, если чего-то нет в моем описании мира, то этого нет и на моих каналах восприятия. Я это из фона не выделяю. Например, я иду по улице, навстречу мне человек. Если меня вчера с ним познакомили, то есть в моей системе представлений о мире он уже есть, я ему говорю: «Здравствуй, Коля». Если не познакомили, пройду мимо. Если кому-то он представился как Вася, другой человек пройдет и скажет: «Здравствуй, Вася». У него в системе представлений в этом месте нечто иное. Если я чего-то не знаю, я это и не увижу. То же самое и для мышления: я не могу подумать о том, чего нет в моем описании. Когда про нечто новое, я говорю: «я понимаю», это означает, что я могу «привязать» это новое к системе представлений, которая у меня уже есть. В этом смысле психология – наука точная: «нет в описании – нет в восприятии и нет в мышлении» [12].
Рассмотрим ось «вижу – верю». Это наш опыт, практика. Мы абсолютно доверяем своему восприятию. Для нас до-Казать – это свести к Оче-Видному, то есть показать. У человека нет иммунитета против собственного опыта. В этом месте он открыт: то, что увидел своими глазами, для него достоверно. Я верю в то, что вижу.
Ось «верю – знаю». Моя система представлений, описание мира строится на том, во что я верю. Это постулаты, аксиомы, данные опыта, то, что я принимаю безоговорочно.
Итак, процесс восприятия в целом можно выразить в виде замкнутого контура Вижу-Верю-Знаю. Я вижу то, что знаю, мои знания базируются на вере, а верю я в то, что вижу. Таким образом, контур замыкается, определяя плоскость моего бытия, мою Реальность, то есть мое восприятие, мышление, мои эмоции, отношения и мою деятельность в данный конкретный момент времени.
Вместе с тем данный контур со всех трех вершин открыт для внешних воздействий. Содержание всех трех его аспектов постоянно изменяется во времени:
– в аспекте «Верю» влияют воспитание, образование, восприятие, группа значимых людей – социальная суггестия.
– в аспекте «Знаю» – образование, гипноз, внешние установки
– в аспекте «Вижу» – данные восприятия, СМИ, реклама.
При получении образования, мы через аспект «вижу» приобретаем дополнительные сведения в аспектах «верю» и «знаю». Это могут быть какие-то новые объекты, представления, аксиомы, постулаты, новые модели мира, или готовые блоки, расширяющие представления о реальности. Это может быть также расширение объемов понятий, уже присутствующих в описании мира. Соответственно, расширяется и область того, что человек видит. Чем тоньше человек дифференцирует мир в месте «знаю», тем тоньше этот мир дифференцирован на его каналах ощущений «вижу». Если каких-то вещей нет в его описании, он их не увидит, даже при стопроцентном зрении. В этом смысле можно сказать, что необразованный человек слеп.
Например, говоря о профессионализме, в качестве сущностной для этого понятия можно выделить такую характеристику, как «тонкость дифференциации в некоторой предметной сфере». Хороший ткач различает около сорока оттенков черного цвета. Хороший сталевар по цвету металла может определить его температуру с точностью до десяти градусов и так далее. Любой профессионал в своей области гораздо тоньше дифференцирует, то есть больше видит. Будь то мастер-краснодеревщик, слесарь седьмого разряда или мастер боевых искусств. Известно, что хорошие спортсмены гораздо тоньше дифференцируют зону своих взаимодействий с телом в области движения. Человек, который не является профессионалом в какой-то области, многого в ней не увидит. Множество нюансов профессии пройдет мимо его сознания, ибо их нет в его описании мира. У разных народов, в разных языках имеется разная степень дифференциации некоторых понятий. Например, на Цейлоне есть шестнадцать различных форм сказать человеку «Вы» (мужчина женщине, старший младшему, женщина мужчине, начальник подчиненному и т.д.). А в некоторых языках этой разницы нет, есть только «ты» или только «вы». Например, только «вы» в английском, и только «ты» в иврите. Таким образом, может быть выделена составляющая аспекта «знаю», связанная с этнической принадлежностью. Весьма существенна составляющая «знаю», связанная с принадлежностью к определенному социально-психологическому миру, в котором человек рос и формировался. Кроме того, в аспекте «Знаю» всегда есть некоторая уникальность, являющаяся результатом уникального личного опыта человека. В аспекте «Знаю» человек есть уникальное социальное изделие.
Треугольник «вижу-верю-знаю» задает плоскость воспринимаемой нами реальности, фактически это и есть мир, в котором мы живем. Нельзя сказать, что что-то иллюзорно, а что-то реально – любое восприятие всегда опосредовано конкретной системой представлений о мире [13,14].
Итак, человек не может увидеть то, чего в данный момент нет в описании, или подумать об этом.
Рассмотрим с этих позиций процесс передачи информации. Когда мы говорим, что передано, допустим, 10 Гб информации, мы, в действительности, называем количество двоичных разрядов, необходимых для хранения и передачи некоторой сложной формы [10]. В эту форму передатчик вкладывает определенный смысл – информацию.
Информация – in form – то, что «в форме»[1], смысл, который в форме. Технически передается только форма и воспринимается только форма. Смыслы туда мы вкладываем сами. Чтобы сообщение было воспринято адекватно, приемник должен вкладывать в эту форму тот же самый смысл, что и передатчик. Однако, когда описание мира приемника отличается от описания передатчика, этого может не произойти. Какие-то формы для приемника могут иметь совершенно иной смысл, объемы каких-то понятий могут быть утеряны, а каких-то смыслов может просто не оказаться в его описании мира. Например, если вы дадите купюру в 100 долларов бушмену из Калахари, вряд ли ему будет понятен смысл этой бумажки. В наше время почти каждый день нам приходится вводить пароли. Если в моем описании есть пароль, я смогу войти в подъезд или на сайт, если нет – это невозможно.
И еще немного о природе реальности, разворачивающейся перед нами. Индивидуальное сознание человека есть нечто отграниченное, следовательно, ему необходимо на что-то опираться.
Вариант 1: Опора на Внешний Мир, на вершину «вижу». В этом случае во главе угла достоверность восприятия. Практика усиливает веру, и человек оказывается «пойман» в определенную плоскость бытия. Мир при этом жесткий и плотный, а человек в нем – Наблюдатель. Этот, собственно, вариант и реализован в норме в наше время.
Вариант 2: Опора на вершину «верю». Тогда, если это место осознано и управляемо, можно построить управляемое описание мира. При этом во главе угла оказывается воображение, фантазия. Мир в этом случае виртуальный и проницаемый, а человек в нем – Творец миров. У него имеется степень свободы для перехода между мирами. Этот вариант описан как в психологической [6], так и в художественной литературе [3, 7], но реализовать его на практике, мало кому удается.
В обоих этих случаях объем нашего восприятия и мышления обусловлен нашим описанием мира, и в любом случае можно утверждать, что наша вселенная простирается лишь до тех пределов, до которых простирается наше описание [9]. Если что-то мы не можем представить или помыслить, этого нет и в нашей вселенной.
Использование модели Вижу-Верю-Знаю позволяет увидеть иллюзорность человеческого восприятия, активизируя тем самым процесс повышения осознанности индивида.
Заметим, что это лишь общая модель. Восприятие и мышление в каждой конкретной сфере деятельности требуют отдельного изучения и описания.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002;
- Веккер Л. М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, 1974;
- Желязны Р. Хроники Амбера
- Калинаускас И.Н., Рейнин Г.Р. Метод качественных структур // Академия, 1996, №1, С.25-26;
- Калинаускас И. Н. Картина мира как самоотношение // Метод качественных структур: картина мира и XXI век. Тезисы второй международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997г., г. СПб.: Ключ, 1997;
- Калинаускас И.Н. В поисках света. СПб.: Фонд «Лики культур», 2001.
- Кастанеда. К. Путешествие в Икстлан.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, 2005;
- Линде А. Многоликая вселенная [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=KQKNSY48xX8/
- Рейнин Г.Р. Контрапункт восприятия // Реальность и субъект, 1998, Т 2, №1, с.48-49;
- Рейнин Г.Р. Знание и информация. // Соционика, ментология и психология личноcти. 2000, №3, с 53-57.
- Рейнин Г.Р. Практики второго уровня реальности [Электронный ресурс] // Доктор ГРИГ: Студия Григория Рейнина [сайт] //grigstudia.ru/library/articles/pract.html
- Рейнин Г.Р. Картина мира, его описание и патогенные системы верований. // Соционика, ментология и психология личноcти. 1999. №4-6. То же: Доктор ГРИГ: Студия Григория Рейнина [сайт] URL: //grigstudia.ru/library/articles/kartina.html/
- Рейнин Г.Р. Полнота мира и неполнота описаний. Фундаментальная ошибка восприятия. Электронный ресурс] // Доктор ГРИГ: Студия Григория Рейнина [сайт] URL: //grigstudia.ru/library/articles/plotnost.html/
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973;
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003
- Эрнст Кречмер. Медицинская психология. М.: изд-во «Союз», 2008.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки, 1949;
Библиографические ссылки на эту статью:
- Г. Р. Рейнин. Механизм человеческого восприятия: вижу – верю – знаю // История книги и цензуры в России. Третьи Блюмовские чтения: материалы III междунар. науч. конф., посвящ. памяти А. В. Блюма, 27-28 мая 2014 г. / науч. ред. М.В. Зеленов. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – С.30-36.
- Г.Рейнин. Механизм человеческого восприятия: вижу – верю – знаю// Психотерапия, 2015. № 12 (156). С.83-84.
[1] Термин возник при переводе Платона с греческого на латинский. Образы, впечатления, представления формируются, приобретают форму, Эта форма и воспринимается нами в соответствии с тем смыслом, который соответствует ей в нашем описании мира (прим. Ред.)